3а ними 26 и 28 сентября последуют еще две групцы по четыре альпиниста.

            22 сентября штурмовая двойка вышла вверх для организаций последнего лагеря VI. Их сопровождали К. Бонингтон, М. Томпсон, М. Бёрк И шерп Анг Пхурба. Они несли палатку, продукты и кислород для восходителей. Сначала двигались по навешенным накануне веревочным перилам, а затем, пройдя вверх еще примерно 90 м и выбравшись из системы кулуаров, достигли места для лагеря VI на высоте примерно 8420 м.

            Это был узкий снежный гребень, на котором пришлось выкопать площадку. Здесь остались только двое. Остальные ушли вниз. Площадку готовили, не пользуясь кислородом, поскольку он был рассчитан на восхождение. Когда стемнело, расставив две палатки, Скот и Хестон забрались в спальные мешки.

            На рассвете начали прокладывать дальнейший путь. Он становился все круче, а на высоте 8500 м превратился почти в вертикальную стенку. Восходители закрепили в виде перил две 120-метровые веревки и, продолжая двигаться через все более трудные скальные ярусы из глинистых, рыхлых И непрочных сланцев, закрепили еще две 45-метровые веревки. Обработав половину пути в кулуаре, ведущем к южной вершине Эвереста, Дуглас и Даг вернулись в палатку.

            24 сентября наступил решающий день. А накануне ночью, вспоминал впоследствии Д. Скот: «Мы лежали и слушали, как ветер бьет в пирамиду Эвереста и трясет нашу маленькую палатку. И мы чувствовали, насколько мы уязвимы, насколько зависим от милости погоды и наоколько нам повезет, если мы вообще удачно завершим восхождение».

            Хотя перила за ночь обледенели, двигались по ним очень быстро. Когда же перила кончились, подошли к началу последнего кулуара, ведущего к южной вершине. Снег был рыхлый и глубокий. У Хестона отказал кислородный аппарат, на его ремонт ушел час, тем временем Скот преодолел кулуар. Затем еще несколько часов пробивали путь по крутому 60-градусному снежному склону. Впереди идущий сначала разгребал снег руками, осыпал его вниз, утрамбовывал, а потом пытался закрепиться на этой площадке, обычно утопая в снегу до колен.

            Около 3 часов дня, перебравшись через карниз, двойка вышла на острый гребень, ведущий к вершине. Подумали о бивуаке, но палаток и спальных мешков не взяли, а кислород и силы еще были. Поэтому смельчаки, выпив по чашке теплой воды, решили продолжать подъем. В 16 часов, когда миновали южную вершину, идти стало легче, снег был уже не такой рыхлый, как на гребне. «Кулуар Хиллари», засыпанный снегом, преодолели без особого труда, закрепив там веревку для последующих групп. Следует 'сказать, что всего в направлении вершины линия веревочных перил протянулась на 450 м.

            Вскоре первые покорители юго-западной стены Эвереста Д. Хестон и Д. Скот стояли на вершине. Настойчивость, мужество и воля к победе взяли свое. Их третья попытка увенчал ась успехом.

            На вершине восходители обнаружили металлическое сооружение, это был занесенный сюда в мае китайскими альпинистами топографический знак. Он стал вещественным доказательствомвызывавшего до сих пор сомнения восхождения китайцев с севера по старому пути британцев, так никогда последними до конца и не пройденному.

            Лучи заходящего солнца окрасили вершину в р:)зовый цвет. Пора было думать о ночлеге, который в горах всегда может оказаться последним в твоей жизни. По следам довольно быстро спустились до южной вершины и начали копать пещеру. Напившись горячей воды, продолжали эту трудную работу. К 8 часам вечера, когда кончился кислород, снежная пещера на высоте 8750 м была готова. Это был самый высокий бивуак в мире.

            Всю эту долгую ночь двое храбрецов, проникших на поистине космическую высоту, без спальных мешков и с пустыми кислородными баллонами не сомкнули глаз. Они толкали и били друг друга, чтобы хотя немного согреться. К рассвету холод, проникнув в каждую клетку тела, стал подбираться к сердцу, но ЛIOДИ на этот раз оказались сильнее стихии. Они выстояли и двинулись вниз к лагерю VI.

            Хестон и Скот благополучно спускались, не нуждаясь в помощи товарищей. А в это время на рассвете 26 сентября из лагеря VI выступили на штурм четверо: М. Бойсон, М. Бёрк, П. Бордмен и руководитель шерпов Пертемба. Стена была покорена, но на верши ну, естественно, стремились подняться другие члены экспедиции, которые обеспечивали победу первой двойки и участвовали в предыдущих восхождениях. Все они имели равное право разделить успех победи телей. Дул порыв истый ветер, высокие облака на западе предвещали ухудшение погоды. Но такие облака появлялись и раньше, поэтому альпинисты решили все же выступить.

            <<                Оглавление                >>