Начальником экспедиции был назначен альпинист и организатор с 25-летним стажем, участник трех гималайских восхождений полковник Джон Хант. В экспедицию были включены многие известные альпинисты, но только англичане и представители британского содружества нациЙ, в большинстве уже имевшие опыг гималаЙских восхождений, такие, как Ч. Эванс, Т. Бурдиллон, А. Грегори, Э. Хиллари, Д. Лоу, У. Нойс, Д. Бенд, Ч. Уайли иМ. Уэстмекотт. Позднее уже в Непале в состав основной группы восходителей вошел начальник отряда носильщиков -шерпов Норгей Тенсинг. Летом 1952 года англичане организовали тренировочную экспедицию на гималайский восьмитысячник Чо-Ойю, включив туда участников предстоящего штурма Эвереста. И хотя экспедиция достигла только высоты 6858 м, со своей задачей испытания кислородной аппаратуры, изучения явлений, связанных с высотой, акклиматизации и тренировкой участников она справилась.

            Как известно, путь почти до самой вершины был проложен и изучен швейцарцами. Оставались лишь неясными последние 300 м по вертикали. Наиболее трудным представлялся на картах аэрофотосъемки последний участок от южной вершины (8765 м) до главной вершины Эвереста. Хант считал, что эти 100 м по вертикали и примерно 400 м по протяженности, которые не смогли одолеть швеЙцарцы, будут наиболее сложными как при подъеме, так и при спуске и потребуют от восходителей «ясности мысли, сосредоточенного внимания и достаточного запаса сил». Хант также считал, что швейцарцы потерпели поражение потому, что, «хотя Тенсинг и Ламбер поднялись высоко над южным седлом, они не имели за собой надежного резерва, способного поддержать их замечательную попытку».

            План штурма вершины, намеченный еще в Лондон, предусматривал три последовательные попытки связками из двух человек. Правда, Хант, исповедуя алышнизм как коллективный вид спорта, делал для Эвереста исключение. Он писал: «Мы считаем, что в определенных благоприятных условиях может оказаться, возможным и даже необходимым, чтобы последний короткий участок пути к вершине был бы преодолен одним восходителем».

            Я опускаю здесь рассказ о том, как английская экспедиция добралась в Непал, а затем до ледника Кхумбу, преодолела грозный ледопад и вышла на южное седло, то есть проделала описанный ранее путь швейцарцев. Напомню лишь о том, что вес грузов экспедиции составлял около 7,5 т и несли его на подходах 350 носильщиков. В верхних лагерях груз переносили 39 опытных высотных носильщиков-шерпов. СJIедует сказать, что британская экспедиция была хорошо и продуманно организована и оснащена отличным снаряжением. 3начительно лучше на этот раз, не только на остановках, но и в пути, работало кислородное оборудование, один комплект КОторого весил 14 кг. Англичане смогли также частично использовать продукты и кислородные баллоны, оставленные в 1952 году швейцарцами. .

            С помощью носильщиков и при участии всех альпинистов были организованы высотные лагеря: передовой базовый лагерь IV (6460м), лагерь V (6705м), промежуточный лагерь VI (7010м), лагерь VII на стене Лхоцзе (7315м) и, наконец, лагерь VIII на южном седле (7880 м).

На месте был утвержден окончательный план Штурма. В первую штурмовую двойку были включены Т. Бурдиллон и Ч. Эванс, а как вспомогатели Д. Хант и несколько шерпов. Эта двойка с южного седла должна была попытаться взять вершину. В это же время вторая штурмовая ДВойка, Хиллари Тенсинг, в соПровождении Д. Лоу, А. Грегори и носильщиков поднимается на южное седло. Эта двойка должна выступать на штурм в случае неудачи первой.

            Накануне штурма, 21 и 22 мая, на южное седло при непосредственном участии У. Нойса, Э. Хиллари, Н. Тенсинга и другого известного шерпа, Аннулулу, были доставлены все необходимые грузы, причем шерпы, не пользуясь кислородом, несли до 23 кг, в то время как в Лондоне предполагали, что предельной нагрузкой на этих высотах и крутых склонах будет 14 кг.

            24 мая началыiик экспедиции Д. Хант вместе с первой штурмовой двойкой Эвансом, Бурдиллоном и двуМя шерпами поднялся на южное седло. Альпинисты шли с кислородом. От страшного холода не спасало шерстяное белье, свитера, пуховые и штурмовые костюмы и три пары рукавиц (пуховые, шелковые и ветропепроницаемые).

 

        <<           Оглавление           >>