Весной 1977 года попытку победить Эверест по классическому маршруту предприняла новозеландская экспедиция во главе с К. Вудфордом.

            Как известно, одним из двух первопокорителей вершины был новозеландский пчеловод Эдмунд Хиллари. И вот через 24 года альпинисты этого острова захотели повторить выдающийся успех своего земляка. И не просто повторить, а совершить восхождение без помощи шерпов. Но замыслы свои они не смогли осуществить. М. Браун и М. Мохоней достигли южного седла в апреле, но дальше альпинисты продвинуться не смогли.

            1977 год закончился очередной, тринадцатой успешной экспедицией Южной Кореи. Базовый лагерь был организован в начале августа, а 15 сентября Санг Дон КО и шерп Пемба Норбу достигли вершины по традиционному маршруту через южное сеДЛО.

 

ТРУДНАЯ ПОБЕДА И... ТРАГЕДИЯ

 

            Имя опытного английского альпиниста и организатора высотных экспедиций Крисса  Бонингтона широко известно любителям горного спорта. Также известно, сколько сил, энергии и средств было израсходовано на покорение юго-западной стены Эвереста. Я уже не говорю о том риске, которому подвергали себя участники штурма этой неприступной стены. Именно поэтому вряд ли кто из друзей К. Бонингтона, знатоков альпинизма, поверил его заявлению для печати, сделанному накануне отъезда из Непала в конце ноября 1972 года: «Я хотел бы снова вернуться в Гималаи, но не на Джомолунгму».

            Крисс Бонингтон осенью 1975 года вернулся в Гималаи и вернулся во главе экспедиции, чтобы снопа атаковать знаменитую юго-западную стену высотного полюса планеты. В состав экспедиции были включены девятнадцать британцев, многие из которых ранее участвовали в штурме стены, а для Д. Хестона и Д. Скота это была уже третья попытка. Помогали альпинистам опытные носильщики во главе с сирдарам Пертембой.

 

            Для того чтобы покорить стену, нужно было преодолеть скальный пояс на высоте примерно 8250-8300 м; префаждавший пУть всем предыдущН'м восходителям.

            В первой декаде сентября началась организация высотных лагерей, лагери IV и V расположили ниже, чем это делали предшествующие экспедиции из-за большого количества снега, лагерь IV на высоте около 7230 м в месте, защищенном от лавин, а V на высоте примерно 7780 м справа от ведущего вверх большого кулуара. Бонингтон сам следил за подготовкой лагерей, поднявшись туда с альпинистами. Он провел там девять дней, чтобы на месте изучить обстановку и быстрее проложить путь вверх к устью кулуарз и через скальный пояс. За каждым лагерем был закреплен опытный участник экспедиции, и с помощью шерпов было налажено снабжение цепочки лагерей всем необходимым питанием, снаряжением и кислородом.

            20 сентября передовая двойка, Ник Эсткорт и Тед Бретуэйт, достигнув крутого снежного склона под глубоким кулуаром с левой стороны скального пояса, нашла ключ к юго-западной стене Эвереста. На многочисленных фотографиях стены не было видно, что представляет из себя кулуар внутри. Подъем по нему оказался очень трудным. Первым препятствием стала зажатая между стенками кулуара засыпанная снегом скала. Преодолев эту стену, Н. Эсткорт и Т. Бретуэйт израсходовали весь запас кислорода, но продолжали подъем. К. Бонингтон и М. Бёрк следовали по перилам за ними и вскоре услышали радостный крик: «Здесь есть путь наверх!»

            Путь через скальный пояс оказался исключительно сложным. Надо было преодолеть систему забитых снегом узких расщелин и кулуаров, необычных для открытых склонов Эвереста. Этот участок, метко названный «чертовой кухней», Бонингтон считал самым трудным, который когда-либо пришлось преодолевать на такой высоте (8230-8300 м) без кислорода. В засыпанные плотным снегом окалы невозможно было забить крюк и обеспечить страховку.

            Возвратившись в лагерь У, начальник экспедиции составил план штурма, согласно которому первую попытку 24 сентября предпримут Дуглас Хестон и Даг Скот.

        <<          Оглавление          >>