Броуд Пик

Герман Буль

Нангапарбат (Голая гора, Гималаи)

На фотографии, сделанной сразу после его возвращения, он выглядит изможденным стариком с лицом, изборожденным морщинами. Это было невероятное достижение, особенно если учесть, что Буль был в Гималаях впервые. В свете тех событий, которые произошли на Броуд-пике позднее, можно сказать, что его физическое состояние было сильно подорвано этим тяжелейшим испытанием.
Вернувшись домой, Буль был вовлечен в получившую широкую огласку полемику по поводу организации и руководства экспедиции. Буль проигнорировал экспедиционный контракт, который он подписал ранее, и опубликовал собственную версию описания событий. Херлигкоффер подал на него в суд. Началось длительное судебное разбирательство, которое неизбежно опорочило это блестящее достижение и нанесло ущерб репутации самого Буля.
Силы У Буля восстанавливались очень медленно, но к 1956 году он, кажется, вошел в прежнюю спортивную форму. В том же году он совершил очень быстрое восхождение по западной стене Дрю, что тогда считалось одним из труднейших скальных восхождений в Альпах. Его партнером был его ровесник, очень талантливый скалолаз Маркус Шмук. Оба они незадолго до этого обзавелись семьями. К этому времени Буль сменил многих партнеров по восхождению отчасти из-за своего раздражительного характера и бурного темперамента и отчасти из-за того, что был слишком сильным альпинистом и те не выдерживали его темпов. Однако Буль поладил со Шмуком не только на скалах, но и в домашней обстановке. Однажды он завел разговор со Шмуком о том, что пора подходить к Гималаям так же, как к Альпам, избегая парадности и осложнений больших экспедиций, что хорошо бы отправиться туда очень небольшой группой, составленной только из друзей, и покорить один из восьмитысячников. В конце концов они выбрали Броуд-пик (8047 метров) и решили составить команду из трех человек, пригласив в нее еще одного альпиниста очень решительного и опытного Фрица Винтерштеллера.
В последний момент команда была увеличена до четырех человек включением молодого альпиниста Курта Димбергера, который в возрасте двадцати пяти лет уже обладал репутацией ведущего австрийского специалиста по ледовым восхождениям, особенно после недавнего прохождения им гигантского ледового карниза в верхней части северной стены Кёнигшпице.
Однако некоторые внешние обстоятельства уже начали оказывать свое отрицательное влияние на то, что должно было быть простым и очень смелым восхождением, предпринятым в «альпийском стиле» в условиях Гималаев. Даже при сведении расходов к минимуму стоимость экспедиции выходила за рамки финансовых возможностей самих альпинистов. Они явно нуждались в спонсоре, а для того, чтобы иметь его, нужно было получить поддержку и одобрение Австрийского альпийского клуба. Тут-то и начались неприятности, потому что альпинистский «истэблишмент» не доверял Булю. Это было то недоверие, которое возникает у организаций с прочно установившимися традициями по отношению к восходящей яркой звезде. Буль не очень-то соответствовал привычным стандартам: он не был ни альпинистом-любителем, который имеет свое «дело» или профессию, ни профессиональным проводником. В то время он работал в «Шпортхаус Шустер» в Мюнхене-самой крупной фирме по продаже спортивного и альпинистского снаряжения и инвентаря в Европе. А судебное разбирательство по поводу выхода в свет его книги «Паломничество на Нангапарбат» лишь усилило то скрытое недоверие и недоброжелательное отношение, которое любой консервативно настроенный орган склонен испытывать по отношению к любой личности, не укладывающейся в рамки общепринятого. Даже те качества, которые принесли Булю успех,упорство, целеустремленность, граничащая с одержимостью, его чувствительность к критике-и те усугубили положение.
Дело дошло до того, что Инсбрукская секция Австрийского альпийского клуба заявила, что не станет поддерживать экспедицию, если Буль останется ее руководителем. Поэтому было решено ублажить альпинистский «истэблишмент», объявив, что общим руководителем экспедиции будет Маркус Шмук, но между собой альпинисты договорились, что Буль в случае необходимости примет на себя руководство непосредственно в горах. Однако этот нелегкий компромисс чуть было не сорвала пресса. После своего достижения на Нангапарбат Буль превратился в героя в странах, говорящих на немецком языке, и поэтому было очень легко поднять общественный голос протеста против смены руководства. В ответ на это Инсбрукский альпийский клуб попытался вообще отстранить Буля от участия в экспедиции. Шмук стоял горой за своего друга и заявил, что если Буля не будет в экспедиции, то никто не поедет. Тогда Альпийский клуб отступил. Все четверо отправились в Гималаи весной 1957 года.
Каракорум-суровый край; это горная пустыня песков, переходящих в голые скалы, лед и снег. В застывший ландшафт вкраплены зеленые оазисы деревень. Эта страна сильно отличается от Непала, где климат намного мягче и пышная зеленая растительность покрывает предгорья. Характеры людей отражают природные условия, в которых они живут. В то время как непальцы-мягкий, улыбчивый народ, люди из народности балти отличаются жадностью, неуживчивостью и непостоянством характера. То группа этих людей может сидеть, распевая песни у костра, то спустя несколько минут поднять истерический скандал, причиной которого может быть спор по какому-нибудь вопросу или простое недоразумение.


<<   2   >>