На спуске Буля настигла ночь. До 4 часов утра . ему пришлось пробыть на ногах без палатки и спального мешка, без еды и питья, прижаsшись к скале, где оставалось еще немного дневного тепла. Haутро начались галлюцинации, они повторились и днем, Когда он голодный спускался, надеясь встретить своих товарищей. Но они так и не вышли его искать. После возвращения с вершины Буля дальше несли на руках носильщики.

      Следует сказать, что экспедиция, участником которой стал Буль, была на редкость недружной. Между альпинистами возникало много споров и распрей, и лишь счастливое стечение обстоятельств позволило избежать катастрофы. Здесь можно еще раз вспомнить о французской экспедиции на Аннапурну, где люди, будучи на волосок от гибели, оставались дружным, спаянным единоЙ целью коллективом, деЙствующим по принципу «один за всех, все за одного».

      Несколько слов о Германе Буле, сильном, опытном и выносливом альпинисте, победителе многих вершин. К сожалению, он принадлежал к так называемоЙ школе одиночек. Практикуемое на Западе восхождение в одиночку по разным мотивам, в том числе и философского порядка - общения с природой один на один, уже давно осуждено советскими альпинистами. Это авантюризм, который к добру не приводит. Судьба победителя Нанга-Парбата Германа Буля лучшее тому доказательство.

      В 1957 году он погиб в Каракоруме, сорвавшись со снежным карнизом при попытке восхождения на Чоголизу (7654 м).

      Следующее успешное восхождение на Нанга-Парбат было совершено девять лет спустя, в 1962 году, тремя немецкими альпинистами. При возвращении в плохую погоду и почти полном отсутствии видимости на относительно пологом склоне альпинисты развязались и продолжали спуск в одиночку. При этом один участник сорвался и получил тяжелую травму головЫ. Транспортировать его вниз двое товарищей были, конечно, не в силах, и он вскоре скончался. Его спутникИ спустились в лагерь с обмороженными ногами, и отутда их три дня несли на носилках до автомобильноЙ дороги.

      И еще одна трагедия на Нанга-Парбате, связанная со знаменитым Рейнхольдом Месснером (к рассказу о нем я еще вернусь).

      В 1970 году была организована экспедиция альтнистов ФРГ на эту вершину под руководством опытн~го К. Херрлигкоффера для восхождения по новому пуТИ - РупальскоЙ стене. В альпинистскую группу 13 четырнадцати человек, которую возглавлял Р. Me~нер, входили его брат Гюнтер, Ф. Куен, П. Шольц и другие.

      Непогода задержала подготовку к штурму, к тому же истекал срок, разрешенныЙ непальским правительством для восхождения. Получив сигнал о плохом прогнозе погоды, Р. Месснер решил подняться на вершину Нанга-Парбата один, поручив трем другим участникам штурмовоЙ группы - брату Гюнтеру, Куену и Шольцу обеспечить его спуск.

      В 9 утра, подходя к вершине при благоприятной погоде, РеЙнгольд был весьма удивлен, увидев, что за ним кто-то поднимается. Это оказался его брат Гюнтер. Тут надо сказать, что ни у одного из братьев нa очень сложном маршруте не было с собоЙ веревки, крючьев, а также палатки и спальных мешков.

      Во второй половине дня, 27 июня, Месснеры достигли вершины и, забыв о времени, долго любовались окружающей панорамой.

      Спускаться они почему-то решили не по пути подъема, а в другом направлении (в сторону ледника Диамира). Этот путь Рейнхольд знал только по описанио и посчитал, что он будет легче. Заночевать братьям пришлось под южным седлом в снежноЙ яме. К утру младшиЙ брат Гюнтер почувствовал себя плохо от холода, у него начались галлюцинации. А затем проИЗОшли события непонятные, вызывающие нeдoумениe и споры в альпинистскоЙ среде и по сей день, события, которые привели к большой трагедии.

      По словам Райнхольда (позднее его рассказ Был опубликован в альпинистской печати), когда брату стало плохо, он, увидев недалеко внизу людей, стал звать на помощь и просить веревку. Это были Ф. Kуен И П. Шольц. Пользуясь хорошей погодой, они поднимались на вершину по пути Месснеров и находились в этот момент от них метрах в 70-100 ниже. У них была веревка, палатки, примус и продукты. Куен утверждает, что, когда он спросил Рейнхольда, все ли у них в порядке, тот, вместо того чтобы сказать, что брат болен и они нуждаются в срочной помощи, ответил: «У нас все в порядке».

 

        <<     Оглавление     >>