С каждой минутой выражения становились все крепче, и спорящие стороны вскоре начали награждать друг друга такими нелестными эпитетами, как «трус», «пьяница», «дилетант». Робертс даже приказал шерпам вышвырнуть из лагеря четырех альпинистов за то, что те отпустили несколько оскорбительных замечаний относительно британской армии в Индии. Сотрудник английского радио оказался под столом, где и пребыв ал все то время, пока стоящий рядом Мазо читал ему лекцию о чести Франции на французском языке, которого англичанин совершечно не знал. Высота и алкоголь сделали свое дело, и в головах «воюющих» окончательно все перепуталось. На следующий день разгневанная «оппозиция» покинула лагерь». Перед отъездом Пьер Мазо пригрозил устроить в Европе пресс-конференцию и вывести на ней всех на чистую воду.

            Начатая с таким шумом и помпой первая международная экспедиция на Эверест закончил ась бесславно.

            После всех этих событий и отъезда начальника экспедиции Н. Диренфурта английским альпинистам Д. Уиллансу и Д. Хестону при участии японских восходителей и с помощью шерпов удалось организовать лагерь на юго-западной стене на высоте 8250 м. Затем англичане, достигнув высоты 8380 м и взвесив все свои шансы «за» И «против», 21 мая благоразумно решили отступить. Силы их были на исходе, продукты кончились, надвигался муссон, а вспомогательная группа была довольно далеко внизу. И все же Уилланс и Хестон с помощью японцев свое дело сделали: они доказали возможность прохождения этого архисложного маршрута на вершину Эвереста. Как это передко бывает в альпинизме, возможность пройти этот путь до конца предоставилась последующим экспедициям.

            Осенью того же года попытку покорить вершину Эвереста по пути первовосходителей впервые предприняли альпинисты Аргентины под руководством полковника Х. Толоса. Непогода, глубокий снег, лавины и отсутствие запасов продуктов заставило их повернуть вниз с ВЫСОТЫ 8390 м. Надо сказать, что альпинисты Аргентины не были новичками в Гималаях: дважды, в 1954 и 1956 годах, они безуспешно штурмовали Джаульгири (8221 м). В экспедиции 1954 года от гангрены, возникшей от обморожения, умер ее руководитель опытный альпинист Ф. Ибаньес.

            Хотя международная экспедиция готовил ась с большой помпой и шумом, было много сомнений в триумфальном ее завершении, поэтому уже заранее на май 1972 года для штурма неприступной юго-западной стены была запланирована еще одна, на этот раз европейская экспедиция под руководством 55-летнего доктора Карла Херрлигкоффера из Мюнхена. Это было десятое путешествие в Гималаи, начиная с 1950 года, неутомимого энтузиаста в роли руководителя восходителей. Следует сказать, что за это время цели достигли лишь семеро альпинистов из отрядов Херрлигкоффера. Были и человеческие жертвы. Наиболее значительным успехом возглавляемых им экспедиции было покорение в 1970 году южной стены Нанга-Парбата, когда на вершину поднялись четверо.

            Увы, и эту европейскую экспедицию, готовящуюся с не меньшей шумихой, чем предыдущая, постигла неудача. 20 мая из лагеря УI (8200 м) два австрийца Ф. Куен и Э. Хубер достигли высоты около 8350 м и разведали маршрут дальнейшего пути. Но очередная попытка так и не была предпринята. На пути альпинистов стали лютый холод и ураганные ветры. К тому же начались болезни, травмы и, главное, раздоры между участниками. Немцы и австрийцы подозревали британцев в том, что они хотят первыми штурмовать стену. Кончилось дело тем, что наиболее опытные альпинисты Х. Макинес, Д. Уилланс и Д. Скот ПОЮIнули экспедицию. Еще накануне этих событий заболел и был эвакуирован в Катманду начальник экспедиции .к. Херрлигкоффер.

            Газета «Фольксштимме» (Центральный орган ко.\!партии Австрии) под заголовком «Европейская экспедиция на Эверест, прощай!», анализируя при'чины неудачи, писала: «В целях экономии доктор Херрлигкоффер пренебрег важнейшим правилом высокогорной экспедиции и не дал участникам хорошо познакомиться и поближе узнать друг друга. Вернувшись в Катманду под предлогом сердечной недостаточности, Херрлигкоффер заявил, что он не только отказывается от руководства экспедицией на Джомолунгму, но и навсегда прощается с Гималаями. При этом он умолчал, что основной причиной провала экспедиции явились национальные разногласия между ее участниками. Для многих экспедиция была не спортивным подвигом, а средством наживы путем рекламы.

        <<           Оглавление           >>